Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ, их отличия и виды, закон для тахографов. В каких ситуациях применяют штрафные санкции?. Расскажем о том что же такое блок СКЗИ тахографа, как, где и для чего его используют

Конструкция блока

Конструктивно блок тахометра выполнен в виде небольшой коробки с разъемом для навигационной антенны. Любой сертифицированный цифровой тахограф может соединяться с блоком СКЗИ. Стоит отметить, что производить какие-либо действия с этим блоком без соответствующей лицензии запрещено законом. Блок тахографа состоит из:

  1. контроллера управления;
  2. процессора криптографического типа;
  3. интегрированных синхронизированных часов;
  4. приёмник глонасс;
  5. запасной источника питания;
  6. микросхемы памяти;
  7. акселерометра.

С какого года нужно заменить

ТС, относящиеся к категории N2, N3, M2 и M3 на основании Приказа Минтранса № 36 от г. «Утверждение требования к тахографам. Правила пользования, обслуживания и работы прибора», делающего ссылку на приказ № 273 от г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС», должны быть оснащены цифровыми средствами для учета контроля РТО и режима управления.

С 1 января 2019г. на всех перечисленных автомобилях устанавливаются устройства контроля, оснащённые следующими компонентами:

  1. Карточка.
  2. Датчик движения.
  3. Антенна, принимающая сигналы GPS и Глонасс.
  4. Программное шифровальное средство (блок СКЗИ).

Данное требование прописано в действующем приказе, в гл. I «Общие положения», п.3. Следует добавить, что вводилось оно постепенно и изначально, на момент принятия в силу, действовало только на ТС, применяющиеся для перевозки опасных грузов.

Однако, на сегодняшний момент условие касается всех автомобилей, указанных выше. Ознакомиться с полным перечнем ограничений, вводимых для определённых ТС, относительно конкретной даты можно на фото, приведённом ниже:

Главные аспекты

Блок СКЗИ — это компонент тахографа российского образца. Сам тахограф призван накапливать информацию о рейсах водителя и выгружать ее уполномоченным лицам.

Блок СКЗИ отвечает за непосредственное выполнение операций с информацией с целью ее сохранения в секрете и ограничения доступа к ней.

Так, этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их.

Для тех водителей, кто обязан ездить с тахографом российского образца (СКЗИ), существует и обязанность наличия в этом устройстве блока СКЗИ.

Его отсутствие означает ненадлежащее состояние самого прибора, что наказывается штрафом. При этом на вопрос, можно ли использовать данный тахограф на автомобиле, выезжающем за пределы России, будет безусловно отрицательным.

Основные понятия

Тахограф — это устройство на борту автомобиля, которое предназначено для того, чтобы осуществлять вычисление базовых параметров его движения.

В частности, прибор предназначен для определения дистанции, которую прошел автомобиль, времени, которое им было потрачено на дорогу, и скорости, которую он при этом развивал.

Помимо этого с использованием тахографа также происходит определение того, какова была длительность рабочего дня водителя и сколько времени он отдыхал.

Тахографы ставят на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, в которых находится свыше восьми посадочных мест.

При этом установлена необходимость подобного прибора лишь на транспортных средствах, которые управляются водителями, работающими в организациях по найму по ТК.

Если же данное ТС находится в собственности самого водителя, установка такого аппарата на него не обязательна. Тахографы российского образца поставляются с блоками СКЗИ.

Блок СКЗИ расшифровывается как «Средство криптографической защиты информации».

Этот элемент конструкции представляет собой особую память снабжаемую энергией от собственного источника, в которой содержатся сведения, прошедшие шифрование с помощью специальной защитной программы.

Эта же программа осуществляет и дешифрование таких сведений. Сигналом, который побуждает ее выполнить операции шифровки и дешифровки, служит цифровая подпись, выдаваемая удостоверяющим центром.

Блок СКЗИ разработан в России и устанавливается на тахографы российских транспортных средств.

При этом оговаривается, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.

Поэтому автомобили, которым необходимо осуществлять подобные поездки, оснащаются тахографами с блоком ЕСТР (европейского образца).

Последние также разрешены в России, хотя и предполагается, что их используют на ТС, совершающих рейсы за рубеж.

Альтернативные названия блока СКЗИ — НКМ (то есть навигационный криптозащитный модуль) или криптопроцессор.

Каковы его функции

Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:

Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую.

В частности к ней относятся:

  • название компании, изготовившей тахограф;
  • адрес этой компании;
  • номер блока СКЗИ;
  • дата, когда устройство было принято в эксплуатацию.

Законодательная база

Законодательная база в отношении использования тахографа включает:

  • Трудовой кодекс РФ, в котором указывается, что тахографы нужны водителям, трудящимся по найму;
  • Технический регламент Таможенного союза 018/2011 — О безопасности колесных транспортных средств;
  • приказ Министерства транспорта №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…»;
  • Кодекс об административных правонарушениях, которым определены наказания за отсутствие или ненадлежащее состояние тахографа.

Особенности применения тахографа

Необходимо учитывать что установка блока СКЗИ предполагает его использование только на этой машине. Блок тахографа в случае выхода из строя запрещено заменять или переставлять в другой тахограф во время ремонта предыдущего. Из этого вытекает что машина не может эксплуатироваться до устранения неисправностей.

Каждых 3 года тахограф подвергается обязательной калибровке.Также в этом временном промежутке предусмотрена замена и активация блока СКЗИ. Эти процедуры связаны с защитой и безопасностью использования зашифрованной информации, находящейся в памяти прибора.

Весь перечень регистрационных процедур с автомобилем таких как перекрашивание, изменение конструкции, замена номера и другие действия (все что связано с оформлением нового свидетельства о регистрации ТС), также требуют выполнение калибровки и активацию.

В случае продажи автомобиля или оформления аренды, тахограф с блоком должны быть демонтированы для последующей утилизации. В свою очередь, покупатель такого автомобиля обязан устанавливать уже другой тахограф. Даже если транспортное средство передается в аренду путем оформления лизинга, все равно применение старого тахографа на транспортном средстве запрещено.

Поездки на автомобиле, оборудованном блоком СКЗИ за пределы государственных границ запрещены. Это обусловлено запретом на применение таких тахографов в странах Европы, а также вывоз активированного средства криптозащиты запрещено законом.

В случае с тахографами, которые уже были установлены на машину, но не имеют портов и разъемов для штатного подключения блока СКЗИ, то такие приборы подлежат замене, ввиду невозможности их подключения к блоку по техническим или по юридическим причинам.

Что представляет из себя СКЗИ?

Фото 2

К сожалению, навигационный криптозащищенный модуль идет только в комплекте с тахографом, хотя есть возможность дополнить цифровой тахограф данным блоком, но такая установка возможно только для некоторых моделей. Стоит отметить, что сама процедура установки блока СКЗИ на цифровые тахографы нигде детально не описана.

То есть модуль СКЗИ может применяться исключительно на одном тахографе, и если, например, тахограф сломался, то невозможно блок СКЗИ вставить в другое устройство.

На основание этого у водителя есть всего два варианта:

  • производить полную замену тахографа с СКЗИ, а также оформлять новую карту водителя (все это вместе — очень недешевое удовольствие);
  • ждать пока не отремонтируют старый тахограф.

В любом случае, водителю эксплуатировать свое транспортное средство, не оснащенное тахографом с СКЗИ, запрещено.

Есть еще один интересный момент, который не принесет много радости — срок действия блока СКЗИ составляет три года. Каждые три года нужно производить замену, а это еще дополнительные затраты денег (15-20 тысяч) и времени. Непонятно совсем, чем не понравились чиновникам цифровые тахографы без этого блока — доступ к информации тоже мог получить только водитель, руководство предприятия, обслуживающий и контролирующий персонал.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Цена с установкой

Говорить о большом разбеге в стоимости устройств не приходится, объясняется это тем, что деятельность находится под контролем ФСБ России. Потому, по стране практически не наблюдается больших отклонений.

В дополнение следует подчеркнуть, что некоторые модели собственник ТС приобрести не сможет, так как для этого требуется лицензия ФСБ на осуществление данной деятельности.

Из таких модификаций, наиболее распространённых на территории РФ, можно отметить следующие:

  1. «Штрих Тахо RUS».
  2. «DTCO» 3283.
  3. «EFAS V2 RUS».
  4. «КАСБИ DT-20М».
  5. «ТЦА-02НК».
  6. «Меркурий ТА-001».
  7. «Drive 5».

Средняя стоимость приведена в таблице ниже. Отдельно следует добавить, что все модели новые, так как реализация устройств с блоком СКЗИ б/у не допускается.

Модуль устанавливается для определённого ТС и демонтируется вместе с ним, в соответствии с приказом № 36 гл. V, в которой говорится, что в случае смены собственника или утилизации автомобиля, устройство должно быть демонтировано в специализированных мастерских.

Таблица 1. Стоимость тахографов с установкой.

В качестве примерного ознакомления, в таблице представлены сведения о стоимости устройств, предназначенных, как для использования на российских дорогах, так и для европейских (ЕСТР).

Для того чтобы узнать более точные сведения, необходимо обращаться непосредственно в мастерские конкретного региона, перечень которых размещён на официальном сайте Министерства Транспорта: tachograph-control.

Активация блока СКЗИ

После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:

  • вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
  • после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
  • с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ , откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
  • цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
  • мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.

На этом активация завершена.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Документы для установки

Процесс установки устройств на автомобили регулируется вышеназванным Приказом № 273 гл. 1 п. 3, со списком ТС, на которые в обязательном порядке должны устанавливаться данные приборы.

Сведения в ней представлены на основании классификации, предусмотренной законодательством РФ в соответствии с ГОСТом Р 52051-2003 «Классификация механических ТС и прицепов».

Как правильно пользоваться тахографом расскажет статья: Как пользоваться тахографом.

Цена на тахографы с установкой приведена здесь.

Порядок установки устройств регулируется вышеупомянутыми ФЗ № 99 от г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением № 313, а сам процесс выполнения работ и сопутствующая документация прописаны в виде инструкции в Приказе № 36.

После того как на автомобиль будет установлен соответствующий прибор, мастер обязан выдать заказчику-собственнику ТС следующий пакет документации:

  1. Паспорт тахографа.
  2. Копию документа, удостоверяющего соответствие контроллера условиям установки в соответствии с Техрегламентом Таможенного Союза 018/2011 с корректировками, внесёнными г.
  3. Копия сертификата, о совместимости электромагнитного клапана системы, подтверждённого ГОСТом Р «Единообразные предписания, затрагивающие утверждения к ТС…», являющемся идентичным «Правилам ЕЭК ООН № 10».
  4. Сертификат соответствия с указанием следующих сведений:реквизиты мастерской, устанавливающей устройство:
    • информацию об оборудовании, применяющемся для калибровки (тарировки);
    • сведения, касающиеся выполненных работ: возможные отклонения, погрешности в показаниях, скоростные отличия, несоответствие пробега;
    • совместимость оптимальных характеристик, обнаруженных в процессе работ.

Закон для тахографов с СКЗИ

Фото 3

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2019 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2019 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001,  Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.  Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

СКЗИ: описание и назначение

Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как Средство Криптографической Защиты Информации. Используется также название НКМ — Навигационный Криптозащищенный Модуль.

С виду это небольшая коробочка, внутри которой находится микросхема. СКЗИ устанавливается внутрь тахографа. Вскрывать блок, проводить какие-либо действия с микросхемой имеют право лишь люди, у которых есть лицензия ФСБ.

Блок СКЗИ оснащен:

  • микропроцессором, который подключается к процессору тахографа;
  • ГЛОНАСС/GPS модулем;
  • акселерометром;
  • запасным источником питания;
  • встроенными часами;
  • энергонезависимой памятью RAM.

Каждый такой блок имеет свой уникальный серийный номер, который заносится в реестры Минтранса.

Основная функция модуля СКЗИ — шифрование всей информации о передвижениях автомобиля.

В СКЗИ есть два уровня памяти:

  • защищенный архив;
  • память с ограниченным доступом.

Что интересно, доступ к ней не могут получить ни руководство предприятия, ни сам водитель. Доступ к памяти открывается лишь в случае одновременной аутентификации карт контроллера, мастерской и предприятия. В случае же введения карты предприятия обеспечивается лишь выгрузка данных на внешние носители. Обратите внимание, что вся эта информация защищена специальными программами.

Таким образом, блок СКЗИ дублирует в зашифрованном виде всю информацию с тахографа, все эти данные привязываются к конкретным географическим координатам и времени. Кроме того, создается уникальная цифровая подпись, срок действия которой и составляет 3 года.

Читая обо всех этих новшествах, многие водители и владельцы транспортных предприятий недоумевают — зачем нужен такой строгий и секретный контроль?

Как оформить карту СКЗИ к тахографу

Любой водитель ТС, относящихся к действию Приказа Минтранса № 273 от г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС», должен знать, как пользоваться устройством и именной картой, оформленной на его имя.

Аналогичная ситуация касается и случаев применения так называемых тахокарт СКЗИ. Если расшифровка тахографа и основные нюансы, связанные с его регистрацией и использованием раскрыты ранее, то о карточках практически не упоминалось. Составить общее впечатления о том, как выглядит карта можно из фотографии:

В данном случае, следует учитывать, что предназначенная для устройств ЕСТР не подойдёт к моделям, работающим с криптозащищёнными блоками, и наоборот. Аналогичная ситуация касается и карт, предназначенных для предприятия (тахокарт).

С их помощью можно оперативно ответить на большинство интересующих собственника ТС вопросов:

  1. Соблюдения водителем РТО.
  2. Техники вождения в соответствии со скоростными режимами.
  3. Определить местонахождение авто в любое время суток и выявить возможное отклонение от заданного маршрута.
  4. Уточнить количество вынужденных остановок с целью ремонта обнаруженных неисправностей машины.

Вопрос, затрагивающий тему: где её получить, можно решить посетив, сайт компании, имеющей лицензию Минтранса на осуществление данного вида деятельности tahokard.

Здесь появляется возможность оформления любой категории карточек, предназначенных для работ с современными моделями тахографов, ознакомиться с которыми можно далее:

  1. Карта водителя (СКЗИ – 2 500 руб., ЕСТР – 3 100 руб.).
  2. Карта предприятия (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).
  3. Карта мастерской (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).

Наличие той или иной карты необходимо для определённых групп лиц, сталкивающихся с обслуживанием тахографов.

С их помощью можно своевременно и быстро ответить на часто задаваемые вопросы, касающиеся эксплуатации устройств о которых говорилось ранее и ряда других:

  1. Как узнать регистрационные данные.
  2. Определить срок действия выполненной калибровки.

Необходимо добавить, что при возникновении вопроса, касающегося того, как разблокировать карту, решение заключается во вводе пук-кода, указанного в конверте, в котором она была помещена на момент первичного получения. Если он утерян, следует обратиться в компанию, выдававшую её.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов  — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов,  водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Фото 3

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с . Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е. если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР. Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи - это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
  • акселерометра;
  • специальной платы памяти.

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.

СКЗИ: применение и особенности эксплуатации

Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.

Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.

Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.

Вопросы и ответы

Я водитель грузовика хотел бы знать для чего нужны тахографы как они должны работать и как за них будут наказывать

Эксперт:

согласно приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 № 273 и от 17.12.2013 № 470 автобусы и грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографами нового поколения, использующими средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие штрафные санкции за управление транспортным средством без тахографа и за нарушение водителем режима труда и отдыха, вступили в силу еще 1 апреля 2014 года – с этого дня стала применяться ответственность за отсутствие тахографов с СКЗИ на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы.

С 1 июля 2014 года, согласно утвержденному приказом Минтранса России графику оборудования тахографами, данные устройства должны использоваться также на автобусах и грузовых автомобилях с максимальной массой более 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок, – соответственно, за их неиспользование с сегодняшнего дня наступает административная ответственность.

Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 тонн, не использующихся для перевозки опасных грузов, за отсутствие тахографов с блоком СКЗИ ответственность будет наступать с 1 сентября 2014 года, а для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 тонн – с 1 апреля 2015 года.

При этом для транспортных средств, оснащенных при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режима труда и отдыха, соответствующими нормам Евросоюза, а также для транспортных средств, оснащенных мастерскими до 24 февраля 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента, срок обязательного оснащения тахографами с СКЗИ – 1 января 2018 года.

Штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил использования данного прибора предусмотрен статьей 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) тахографом, а также нарушение водителем установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. При этом для должностных лиц сумма соответствующего штрафа составляет от 5 000 до 10 000 рублей.

на водителей каких транспортных средств накладывается административное взыскание ЗА ОТСУТСТВИЕ ТОФОГРАФА

Эксперт:

Категории и виды
транспортных средств, оснащаемых тахографами
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория *);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория *);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория *);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория *);
за исключением:
транспортных средств категории *, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112*;
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).

Эксперт:

В соответствии п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от
22.12.2012) «Об утверждении технического регламента о безопасности
колесных транспортных средств» транспортные средства категорий М2,
М3,N2 и N3 осуществляющие
коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими
средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность
оснащения указанными техническими средствами.

Порядок оснащения
указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в
эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по
согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Данное требование
применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в
эксплуатации, с 23 января 2012 г.

Категория M — Транспортные средства, имеющие
не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские
транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория
М2  — Транспортные средства, используемые

для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места

водителя, более восьми мест для сидения, технически

допустимая максимальная масса которых не превышает

5 тонн.

Категория
М3  — Транспортные средства, используемые

  для перевозки пассажиров, имеющие, помимо
места

  водителя, более восьми мест для
сидения,  технически

  допустимая максимальная масса которых
превышает

  5 тонн.

(код
ОКП для указанных категорий  45 1700, 45 2230,48 5365)

Категория N — Транспортные средства, используемые для
перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе: 

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для
перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше3,5 тонн,
но не более 12 тонн.

(код
ОКП для указанной категории 36 9320, 45 1100,45 2100)

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для
перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12
тонн.

  (код
ОКП для указанной категории 45 2200, 45 2300, 45 2550, 45 2580, 45 2620, 45
2630, 48 1113, 48 1123, 48 1133,48 2100, 48 2312, 48 2322, 48 2624, 48 2650, 48
3120, 48 3510, 48 5134, 48 5135, 48 5136, 48 5310, 48 5320, 48 5330, 48 5350, 48
5360, 48 5410, 48 5618, 51 3190, 51 3231, 48 5310, 48 5320, 48 5330, 48 5350, 48
5360, 48 5410, 48 5618, 51 3190, 51 3231)

Почитайте более подробно нормативный материал по этой теме.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autodont.ru/safety/tahograf/blok-skzi-taxografa
  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/tahograf-skzi.html
  • https://autolab24.ru/chto-jeto-takoe-blok-skzi-tahografa/
  • http://avtopravilo.ru/skzi-dlya-taxografa/
  • http://motusltd.ru/stati/tahograf-s-skzi-i-bez/
  • https://newsvo.ru/chto-takoe-blok-skzi-tahografa.dhtm
  • http://eraglonass.ru/taxograf-c-skzi/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий